?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новый замок реконструкция 4.jpg

Как и следует из названия материал посвящён истории гродненского Нового замка и вопросу его реконструкции. Различные, касающиеся дворцового комплекса, идеи, авторские реконструкции, портреты личностей связанных с Новым замком, старые фотографии и не только - вот содержимое этой заметки.

История

Территория Нового замка была заселена уже в глубокой древности. К XIV веку относятся упоминания о так называемом Нижнем замке, находившимся, по мнению исследователей, на месте позднейшей барочной резиденции. Нижний замок имел каменные укрепления и не раз подвергался нападению крестоносцев. Активные боевые действия привели к упадку цитадели. Считается, что на известной гравюре Цюнда, изображающей Гродно в XVI веке, запечатлены руины Нижнего замка, на ней же видно большое строение под высокой крышей, так называемый Королевский Дом (Domus Regia).

Королевский дом.jpg

В XVIII веке при короле польском и великом князе литовском Августе Сильном в Гродно проходят сеймы Речи Посполитой. Уже при этом монархе появляется идея строительства новой королевской резиденции, которая могла бы служить не только для проживания короля, но и для приема сеймов РП.

Изображение изначального вида дворца
Новый замок весь дворец.jpg

Возведение такой резиденции происходит во время правления сына и наследника Августа Сильного – Августа III.

Август Сильный (на переднем плане) и Август III
Fürstenzug_-_Augusto_II_e_III_(dresda).JPG

Архитектором, создавшим проект, большинство исследователей считает Карла Фредерика Пёпельмана. Однако иногда в качестве автора указывают его отца – Матеуша Даниеля, одного из крупнейших европейских мастеров барокко, автора дрезденского дворца Цвингер. В некоторых источниках сообщается о совместной работе отца и сына Пёпельманов над проектом гродненского дворца. Проект барочной резиденции воплощается в первой половине XVIII века, работы были закончены в 1751. Позднее происходят многочисленные доработки здания. Новым замком занимаются крупные саксонские мастера: Иоганн Кнобель и Иохим Яух.

Архитектор Нового замка Иохим Яух
Joachim_Daniel_von_Jauch.jpg

Гродненская летняя резиденция монархов РП стилистически соответствует другим значительным произведениям саксонских архитекторов: саксонскому фасаду варшавского замка и Саксонскому дворцу в Варшаве. В конце XVIII века в замке работает выдающийся гродненский архитектор Джузеппе де Сакко.

Саксонский дворец в Варшаве
Cour_d'Honneur_Pałac_Saski.jpg

Гродненский Новый замок сыграл исключительно важную роль в судьбе народов Речи Посполитой. Именно в гродненском дворце проходит последний, так называемый «немой», сейм этого государства, после которого земли некогда могущественной европейской державы были поделены между её соседями. Во время вспыхнувшего восстания дворец посещали Тадеуш Костюшко и другие руководители сопротивления. Позднее в Новом замке живёт последний король Станислав Август Понятовский, которого содержат в Гродно, в почётном плену. Во время II Мировой войны гродненский дворец был частично разрушен, но восстановлен советским архитектором Владимиром Вараксиным, в начале второй половины XX века, в стиле советского ампира.

Анализ послевоенной архитектуры Нового замка

Созданная В. Вараксиным, в начале второй половины XX века, резиденция областного комитета КПБ несёт черты так называемого сталинского ампира. Архитектура Нового замка перекликается с архитектурой Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Подобно российскому зданию Новый замок имеет массивный шестиколонный портик дорического ордера, а кроме того своего рода круглую башенку, с длинным шпилем, сходную формой с круглым куполом петербургского объекта. Здания имеют одинаковое количество окон на главных фасадах. Тяжелый классический портик гродненского дворца, довольно грубо вписан в существующую барочную структуру бывшей королевской резиденции, с её достаточно узким, характерным для барокко, курдонёром. Изначально ризалит центрального фасада, и его фронтон, были гораздо уже фронтона созданного Вараксиным.

Главный фасад Нового замка, с частично сохранившимся декором, первая половина 20 века
Фасад.jpg

Фрагмент двора Нового замка
Двор.jpg

Советский зодчий решил установить высокий шпиль, однако эта вертикаль не смогла предать композиции легкость и изящность, которой обладала барочная резиденция.

Новый замок в XVIII веке, Чеслав Рой, 1994 год
Чеслав Рой 1994.jpg

Боковые крылья здания имеют аскетичный декор, их доминантами выступают входные порталы, ранее выделенные богатой скульптурной инкрустацией, у Вараксина же они мало акцентированы и не так сильно выделяются на фоне стен. Облик обкома контрастирует с изящными воротами в стиле барокко, сохранившимися от первоначальной резиденции. Особенно ярким этот контраст делают огромный советский герб во фронтоне и звезда на шпиле.







Так нужно ли восстанавливать Новый замок?

Известно, что советский облик одного из важнейших дворцов всей I Речи Посполитой вызывает немало нареканий и насмешек туристов, да и среди гродненцев не так много любителей такого облика здания.

Скульптурный элемент декора Нового замка, в стиле рококо. Согласно исследований Мечислава Супрона, помещался на одном из флигелей резиденции

Pp.jpeg

Один из блогеров путешественников, посетивших Гродно, иронично назвал гродненский объект «единственный в мире замок сталинка». Но если идея реконструкции сравниваемого с хрущёвкой и казармой Старого замка много лет витает в воздухе (и поддерживается многими гродненцами) то о реконструкции Нового замка почти не говорят. Между тем, детальные изображения этого здания сохранились и хорошо известны, что даёт возможность произвести научно обоснованную реконструкцию. Стоимость таких работ, которые сведутся, по сути, к созданию барочной крыши и восстановлению декора (в основном весьма простого) не обещает быть невероятной. Облик дворца, соответствующий эпохе его создания, может быть воспринят туристами и жителями Гродно как естественный для этого строения. Именно в облике барочного дворца XVIII века Новый замок являлся важнейшим оплотом парламентаризма Речи Посполитой. Тогда в стенах резиденции принимались судьбоносные для беларуского, польского, украинского, литовского и других народов, решения, и уже только поэтому барочный облик можно считать более ценным, чем облик здания периферийного обкома КПБ. Такого мнение придерживается, в частности, историк Мечислав Супрон. После восстановления облика сохранившегося здания дворца, на следующих этапах реконструкции, можно восстановить уничтоженную замковую каплицу, архитектура которой перекликалась с дрезденской Фрауэнкирхе.

Звонница дрезденской Фрауэнкирхе (слева) и каплица Нового замка
Дрезден - Гродно

Новы замак каплiца
Интерьер каплицы
Каплiца Новы замак iнтэрьер

Кроме того, может быть восстановлено крыло дворца размещавшееся со стороны улицы Давыда Городенского. Представительским помещениям в самом центре города могут найти применение как государство так и частный инвестор.

Справа видно крыло комплекса, соединённое с основным объёмом живописным переходом над аркой
С высоты.jpg

Что делать с портиком Вараксина?

Несмотря на то, что уместность пристроенного Вараксиным портика является дискуссионной, сам по себе портик представляет из себя достаточно интересный, в архитектурном плане, элемент. Это одно из любимых мест для фотосессий гродненцев. Однако при реконструкции дворца портик придётся разобрать.

Есть, впрочем, достаточно оригинальная идея, воплощение которой может помочь сохранить этот элемент. Можно поместить его между существующим левым крылом дворца и отстроенным крылом со стороны улицы Давыда Городенского. Портик таким образом может быть «спрятан» в укромном месте комплекса и будет доступен для съёмок желающих. Конечно, такой «перенос» портика может вызывать вопросы, но сохранение в композиции этого элемента в целом соответствует концепции показа разных эпох в архитектуре объекта, применённой, к примеру, в королевском замке Варшавы.

Новый замок реконструкция 4.jpg

Портал крыла.jpg

Флигель Нового замка реконструкция 2.jpg

Каплица реконструкция 3.jpg

Новый замок фрагмент главного фасада.jpg

Recent Posts from This Journal

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
livejournal
Oct. 29th, 2017 04:32 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
piskunov_vitaly
Oct. 30th, 2017 07:17 am (UTC)
В Минске, наверное, уже давно бы сделали реконструкцию Нового замка и регенерацию Старого. От кого в РБ зависит финансирование такого рода проектов? Это всегда спонсирование на уровне республиканского центра?
asnoru
Oct. 30th, 2017 01:39 pm (UTC)
В Минске действительно довольно много объектов восстановлено, но столица, понятно, сама себе найдёт средства на то, чтобы прихорошиться. Витебск - областной центр, позволяет себе восстанавливать свои лучшие памятники зодчества. Если рассмотреть витебский случай поближе, то можно заметить, что в Витебске восстановлены храмы принадлежат РПЦ, а это такая организация, которая имеет возможность лоббировать свои интересы и на недостаток средств не жалуется. В Гродно, со времён провозглашения РБ, примеров такого масштаба восстановительных работ нет. Есть примеры более менее сложной реставрации некоторых объектов, в частности, синагоги (для работы на ней деньги давал бизнесмен Зуховицкий). В общем, деньги могут выделять как местные бюджеты, так и Минск, а кроме того меценаты (условно бескорыстно) и бизнесмены (для приведения объекта в нужное состояние, в случае его покупки). Есть примеры использования разных источников финансирования, но объём работ небольшой, что связанно с низким процентом заинтересованности среди всех потенциальных финансовых доноров. Бизнес слаб и немногочислен, государство не имеет серьёзных идеологических оснований (так уж эта идеология построена) чтобы сильно печься о регенерации исторических объектов, да и не располагает какими-то огромными средствами, простое население, которое тоже могло бы скидываться и формировать фонды, в массе индифферентно к таким задачам, хотя есть и исключения. В целом, картина, конечно, не такая уж мрачная для любителей древностей, вот, к примеру, основательно взялись за Старый замок, и хотя проект вызывает массовые возражения специалистов, но факт остаётся фактом - что-то делается и, кстати, за госсредства.
piskunov_vitaly
Oct. 30th, 2017 06:29 pm (UTC)
Спасибо за развернутый ответ. Касательно Старого замка. Был я в Гродно в мае прошлого года и никаких особенных работ по восстановлению не видел. С тех пор там действительно "основательно взялись"? По-моему реставрация там невозможна, ибо реставрировать бы пришлось только казармы военного гарнизона времен Российской империи. Чтобы воссоздать баториевский Старый замок, неизбежно придется какую-то часть корпусов ломать и всё строить заново по сохранившимся чертежам и гравюрам. Поправьте меня как специалист, если это требуется.
asnoru
Oct. 30th, 2017 09:08 pm (UTC)
Пожалуйста. Да, безусловно, работы идут активно. Вырубили часть деревьев, почти построили дополнительный мост, археологи проводят раскопки и уже разжились шахматной фигуркой и золотым кольцом. Реставрировать облик 20 века действительно не планируют. Задумано именно воссоздание замка Батория. Идея о реконструкции витает в воздухе со времён II РП. Тогда поляки провели серьёзные исследовательские работы, но им, конечно, не удалось осуществить, в тех обстоятельствах, такой сложный и дорогой проект. По материалам польского исследователя Войцеховского была сделана визуальная реконструкция, при этом исследователю ещё не была известна гравюра Маковского - основной иконографический источник по замку Батория. Но и теперь, когда гравюра известна, у исследователей, мягко говоря, нет единодушия. Создателя проекта Бачкова критикует минский историк Волков, в частности, речь идёт о том, что Бачков, в своём проекте, сделал башни на этаж выше. Гравюра Маковского довольно схематична, а инвентари Волков понимает иначе. Он опубликовал серьёзную научную работу с критикой проекта Бачкова, но тот не стал отвечать подобной публикацией. В итоге Минкульт утвердил спорный проект Бачкова и он принят к реализации. Ломать действительно предполагается, и не только условно малоценные элементы царского периода, но даже фрагменты 17 века. Некоторых может утешить то, что хотя научность проекта Бачкова ставят под вопрос, его эстетические качества, представляются многим высокими. Есть мнение, что по сравнению с замком Бачкова "отдохнёт" даже краковский Вавель.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Flag Counter
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser